Советский велосипед «Урал»

Велосипедисты времён СССР знают и хвалят советский велосипед «Урал». Какова его история и характеристики?

История создания велосипеда «Урал»

История данного велосипеда включает не один десяток лет. Его производство было начато в 1965 году Пермским заводом. Тогда не каждый житель этого города мог похвастаться приобретением автомобиля или мотоцикла. Но велосипед тогда мог себе позволить практически каждый, благодаря чему Пермский машиностроительный завод по продаже байков «Урал» и стал получать немалую прибыль.

Продукция Пермского машиностроительного завода пользовалась небывалым спросом, счёт по продажам велосипедов счёл буквально на сотни тысяч. Причём лучший работник завода получил один экземпляр совершенно бесплатно. Как сообщают бывшие сотрудники, производство только по началу было не столь развитым, но после в смену собиралось по несколько сотен колёс.

Спросом пользовался в основном у мужской части населения, для женщин был более предпочтителен «Кама». Популярность байк получил за счёт высококачественных материалов и легкого устройства, в котором мог разобраться и мальчишка, и пенсионер.

До сих пор многие экземпляры ремонтопригодные и даже тюнингуемые (все зависит от фантазии).

Описание велосипеда

Еще при конструировании этой советской легенды учитывалась анатомия человека, в результате чего спина велосипедиста принимала правильное положение.

Модели – высокие, предназначены исключительно для мужчин, но иногда им пользовались и женщины. Некоторые пользователи его называли долго служащим диплодоком за счёт того, что его рама выполнена из стальных тонкостенных электросварных труб и других надёжных элементов.

Он на протяжении десятилетий может эксплуатироваться в условиях бездорожья и с расположением на нём больших грузов. Советские люди на нём перевозили дрова.

Если рассматривать все конструкционные и технические характеристики, то велосипед «Урал» обладал:

  • стальной рамой высотой в 560мм, вилкой, рулём и колёсами;
  • невысоким рулём с литым выносом;
  • передними ручными клещевыми тормозами;
  • барабанным задним тормозом;
  • тормозной задней втулкой со свободным ходом;
  • седлом, выполненным из полужёсткого каркаса с мягким материалом;
  • расстоянием между втулками (центровым) – 1160мм;
  • задней звездой с 19 зубьями и передней с 48.

Велосипед «Урал» был дополнительно оборудован:

  • трубчатым багажником;
  • цепным щитком;
  • сумкой с насосом;
  • фарами и отражателями;
  • подножками;
  • в некоторых случаях – аптечками.

Достоинства

«Урал» называют нестареющей классикой, и сегодня он активно используется в качестве «дачного» велосипеда.

Какими положительными свойствами он обладает:

  • на нём с лёгкостью транспортируются крупные и тяжёлые предметы;
  • может эксплуатироваться в качестве дорожного и горного велосипеда;
  • есть защита цепи;
  • имеется багажник, аптечка;
  • нет необходимости в замене крыльев, поскольку их форма сконструирована таким образом, чтобы грязь от колеса не пачкала велосипедиста;
  • форма руля – оптимальна;
  • установлены качественные педали;
  • его седло – мягкое и удобное.

Недостатки

К явным недостаткам можно отнести то, что у данного велосипеда имеется всего 1 скорость. Для современных велосипедистов предпочтительнее иметь горный байк с несколькими скоростями.

К тому же, он очень тяжёлый. Его масса составляет 16,2кг ввиду того, что все основные детали (руль, рама, колёса и вилка) выполнены из стали.

Возможно, это компенсируется надёжностью, но не каждому удобно поднимать такую тяжесть по лестнице или на автомобильное велосипедное крепление (особенно на крышу).

Отзывы велосипедистов

На данный велосипед имеется множество развёрнутых отзывов, среди которых следует ознакомиться со следующими:

«Данный байк я активно эксплуатировал в течение семи лет в условиях оврагов, траншей и прочего. За четыре последних года прилось перепаять пару раз и столько же поменять переднее колесо ввиду того, что появлялись восьмёрки. Но до этого он активно использовался моим отцом не один десяток лет, и у него байк вообще не требовал никакого обслуживания кроме замены покрышки. Сегодня, наблюдая за тем, из каких комплектующих выполняют современные ситибайки, складывается впечатление, что больше столь надёжные велосипеды, как Урал, больше никогда не будут выпускаться.».

Оценка:

Cesurka, Санкт-Петербург

«Считаю, что «Урал» — один из самых надёжных отечественных велосипедов всех времён. В отличие от его аналогов, он имеет невероятно надёжные узлы, что является крайней редкостью среди современных велосипедов. Сие чудо приобрёл у учителя по физкультуре после кражи из моего гаража велосипеда «Десны».

Я ездил на нём по грязи, ямам, транспортировал на нём тяжелые предметы. После приобрёл автомобиль, и байк использовал только в период ремонта машины. Я перевозил на нём канистры с водой, доски… После я перестал на нём ездить ввиду ненадобности, и в сарае, где хранился, он начал ржаветь. Недавно решил его восстановить: покрасил в чёрный цвет, купил две камеры и два диска. Правда, передний не подошел, и мне пришлось несколько расточить вилку, но факт в том, что после замены деталей этот велосипед меня вновь полностью устраивает.».

Оценка:

Uralec, Барнаул

«Велосипед «Урал» считаю с самым верным другом, надёжным, выносливым, что сразу обуславливается советским производством. Минусы? Их у друзей не бывает. Теперь поподробней. Первый велосипед – «Школьник», после двух лет покатушек на нём захотелось езды на взрослом. Мы в 70-е не были избалованными детишками, и самым популярным брендом был «Урал». Когда родители мне купили копилку в виде гипсовой кошки, я стал постепенно экономить, собирая с подаренных или непотраченных на школьные обеды деньги. После двухлетних сборов оказалось, что я накопил 61 рубль, а велосипед тогда стоил 59. И на следующий день мы его купили.

Я использовал его более 20 лет. Конечно, он тяжеловат и не имел переключения скоростей, но он был нетребовательным технически. За все время я только смазывал его и менял камеры и покрышки. Через 15 лет эксплуатации была проблема с тормозом, которая раз и навсегда (или, по крайней мере, до сегодняшнего дня) решена. У высокой рамы имелись крепления для насоса и сумка для ключей и набора для ремонта. Очень вынослив задний багажник. После «Урала» покупал другие велосипеды, но наиболее рад я именно его покупке.».

Оценка:

Konstantin63, Биробиджан

Где сейчас купить велосипед «Урал», и по какой цене

После определения того, насколько данный велосипед достоин внимания, люди задумываются, где сейчас его купить, и по какой цене.

Сегодня его продают на:

  • сайтах по продажам велосипедов (новых и б/у);
  • avito, olx и прочих досках объявлений;
  • в социальных сетях;
  • на рынках;
  • в магазинах по продажам новых велосипедов и б/у.
Его стоимость варьируется в зависимости от состояния и сроков эксплуатации. Его можно купить как за 1500, так и за 6500 рублей, но на более дорогой модели, скорее всего, будет свежая краска и устранены все недочёты.

Другие марки известных советских велосипедов

«Школьник» — первый велосипед большинства советских детишек. Его выпуск, начиная с 1956 года, длился 40 лет, и был прекращён в 90-е. Основная аудитория – 10-13-летние дети. Большинство подростков относилось с вещами небрежно, но только не с велосипедом. На данном велосипеде чаще всего каталось по двое ребятишек.

К техническим характеристикам относились:

  • прямая рама открытого типа;
  • колёса в 20”;
  • ножной тормоз;
  • регулируемый руль;
  • щиток для цепи;
  • отличные крылья.

Второй распространённый советский велосипед – «Аист». Это уже полноценный взрослый байк с открытой рамой. Для большинства его обладателей была явным плюсом складная конструкция, с помощью которой велосипед можно было сложить и хранить в шкафу или другом месте.

Его освоить мог не только взрослый, но даже 10-летний ребёнок. Начато производство было в 1947 году, сегодня сохранилось только название марки, и то англоязычное («AIST»). Под ним выпускаются МТБ, дорожные, гоночные и детские велосипеды.

«Кама» считалась истинным бестселлером, стоящим в 80-е от 100р, и собирающим очереди желающих купить. У этого велосипеда был очень стильный профиль по сравнению с её аналогами, имела длинные втулки для сидушки и руля, отлично поддавалась тюнингу.

На «Москва-80» прокатиться посчастливилось немногим, его история показательна. На них ездили во время домашней олимпиады спортсмены из Камеруна. В свободную продажу данные велосипеды не поступали, под заказ было выпущено всего 52 модели.

«Турист» — дорогой шоссейный байк с четырьмя скоростями. Он был создан для велосипедных походов. При длительных поездках фактор наличия нескольких скоростей играл решающую задачу.

Его заводская комплектация включала насос, багажник и сумку с инструментами, крепящуюся под рамой. Некоторые модели выпускались с фарой и динамо-машиной. Благодаря форме спортивного руля спина не всегда находилась в одном и том же положении, и не уставала. К тому же байк был оснащён ручными тормозами.

В заключение стоит отметить, что любителей советских велосипедов осталось немало, и обуславливается это, в первую очередь, надёжностью материалов и добротной сборкой. Конечно, перед покупкой даже самой дешевой модели следует проверить все технические показатели велосипеда, поскольку производство «Урала» давно закончилось, и не все они байки обслуживались. Но если в велосипеде все неисправности устранены, то скорее всего, о его покупке стоит задуматься.

Советский велосипед «Урал»
Оценка: 5 1 голосов

Комментарии (2)
  1. Сергей

    вместо школьника изображен Салют.
    Школьник выглядел как Урал только меньше.
    а еще был Орленок.
    ну и стоило бы отметить Ветерок.

  2. Сергей

    Еще был «Уралец» — мы его называли «подросток», а «Урал», соответственно — «взрослик». )))
    У меня с 12 лет был «взрослик» и я катался сначала, просовывая левую ногу под рамой. )))

    Кстати да — на фото «Салют» вместо «Школьника».
    Надо еще добавить, что у «Школьника» была ненадежная задняя втулка — со временем появлялись «прокруты» как вперед так и назад. И еще плохие тормоза.
    А у «Салюта» лопались алюминиевые обода. И если у папы не было доступа к аргонной сварке то велик ржавел на балконе. )

Оставить комментарий

очиститьОтправить