Выбрав себе хобби, связанное с велосипедом, каждый сталкивается с необходимостью обслуживания и ремонта своего «двухколесного» друга. Будет ли это исправление «восьмёрки», заклеивание камеры или замена «петуха» — велосипедист должен со всем этим справиться самостоятельно.
Что такое петушок на велосипед?
Название этого элемента веселит непосвящённую публику, а многие даже не подозревают что это и где находится.
Обнаруживают петушок лишь тогда, когда после неудачного падения от велосипеда отваливается задний переключатель. А это происходит не случайно – так задумано!
Замечено, что кронштейн для заднего переключателя (дерайлера) очень часто ломается. Раньше, когда в основном использовались стальные рамы, то велосипедные петушки были одним целым с велосипедной рамой, поскольку высокоуглеродистая сталь легко выдерживает деформацию и проста в ремонте.
Устройство и материал изготовления велосипедного петуха
Устройство этого приспособления незамысловато – это обычный соединительный кронштейн, крепящийся к раме велосипеда с помощью одного-двух болтовых соединений. По форме напоминает гребень петуха, отчего и получил своё название.
В зависимости от материала велосипедной рамы петушки бывают съёмными и интегрированными.
- Монолитнымили интегрированным с рамой этот элемент можно увидеть на стальных и титановых рамах. Эти материалы, в отличие от алюминия и карбона, более устойчивы к сильным механическим воздействиям. И даже в случае сильной деформации, этот карабин можно подрихтовать, без ущерба для рамы.
- С алюминиевыми и карбоновыми рамами такой фокус не пройдёт. При своей прочности и жёсткости эти материалы могут треснуть и привести к облому кронштейна. А ремонт алюминия достаточно трудоёмок, а для карбона просто невозможен.
Обслуживание и замена велосипедного петуха
В обслуживание карабин для дерайлера не прихотлив и при эксплуатации особых хлопот велосипедистам не доставляет. Время от времени его нужно подтягивать, проверять на отсутствие трещин и контролировать на соответствие с плоскостью заднего колеса.
Защитная рамка заднего переключателя помогает уменьшить риск поломки петуха. Стоит она не дорого (около 100 руб.), а сил и нервных клеток сэкономит не на одну тысячу.
Сборка и разборка петуха
Демонтируют и меняют петуха при наличие внешних дефектов или при сломе его гребня.
Из инструмента понадобятся два шестигранных ключа на 2.5 и 5 мм., немного смазки и тряпочная ветошь.
- Для того чтобы заменить велосипедный петушок, нужно снять заднее колесо велосипеда. Для этого задний дерайлер переводят на пониженную передачу.
- 5-мм шестигранником отсоединяют дерайлер. Цепь снимать не обязательно, хотя за одно можно и её промыть.
- 5-мм шестигранников отворачивают крепёжные болтики (болтик) петушка, и снимают последний.
- Ветошью протирают «гнездо» крепления петуха, смазывают и устанавливают новый кронштейн. На крепёжные болтики рекомендуется нанести фиксаторную смазку. Болтики затягивают без большого усилия.
- Устанавливают задний переключатель скоростей.
- Устанавливают заднее колесо. Настраивают натяжение цепи и корректируют дерайлер.
Как видно из вышенаписанного, ничего сложного нет. С таким ремонтом способен справиться каждый и не только в домашних условиях, но и в дороге. Потому рекомендуется вместе с ремкомплектом для камеры брать и запасной петушок.
Для этого понадобиться chaintool (выжимка цепи) или, на худой конец, гвоздь и камень.
Исправление дефектов кронштейна под дерайлер
Для выявления и исправления дефекта велосипедного петуха понадобиться специальный инструмент – ключ для правки. Его можно найти в любой веломастерской, но если хочется исправить такой недочёт самому, то не обязательно покупать это дорогостоящее приспособление.
Умельцы уже давно нашли решение для этой проблемы.
Выправление с помощью второго велосипедного колеса – это очень простой и эффективный способ.
- Снимается задний дерайлер.
- Вместо него прикручивается велосипедное колесо (резьбовое соединение идентичное).
- С помощью линейки выявляется геометрия искривления петуха.
- Аккуратно прикладывая усилие на прикрученное вместо дерайлера колесо, выправляется велосипедный петушок.
- Результат проверяется с помощью линейки.
Как выбрать велосипедный петушок — советы
На кажущуюся простоту, при выборе петуха часто возникает проблема совместимости с велосипедной рамой. Порой велосипедисты по нескольку лет безрезультатно ищут подходящий заводской петух.
Поэтому, в случае выхода из строя этого, казалось бы, незначительного элемента, ни в коем разе его не выкидывайте.
В магазин за петухом нужно идти только с образцом. И даже, если идентичного для замены кронштейна не будет, можно выбрать боле-менее подходящий и, если материал петуха позволит, обработать его самостоятельно.
Если ничего не подошло, то остаётся лишь одно – заказывать изготовление по образцу.
Если велосипедист оказался в разряде везунчиков и для его байка в магазинах «Клондайк»петушков, то ему нужно знать, что эти кронштейны изготавливают из:
- Силумина – это кремневый сплав алюминия. Петухи из такого сплава отливают. Они дёшевы, но недолговечны. Появляются они на российских просторах в основном из Китая.
Силуминовые петухи не предназначены для агрессивной езды, т.к. при нагрузках и напряжении в них появляются микротрещины, что и является основной причиной поломки.
Для размеренной и спокойной езды силумин будет служить долго.
- Дюралюминий – высокопрочный сплав с добавками других цветных металлов.
Изготавливаются дюралюминиевые петухи методом фрезерования. Основные изготовители такой продукции: российский МЕТА и израильский PILO. Они дороже, но надёжней.
Подводя итоги:
- Велосипедный петух – это заменяемый соединительный кронштейн для заднего дерайдера, который помогает защитить велосипедную раму от поломки.
- Для предупреждения поломки рекомендуется оснастить дерайлер защитной рамкой.
- Для некоторых рам подходящих петушков найти проблематично, поэтому рекомендуется, при возможности, ими запастись.
- Дюралюминиевые петуху надёжней и служат дольше силуминовых. Последние подходят для спокойной езды.
- Сломанный петух нельзя выкидывать, он пригодиться при покупке или изготовлении нового.
- В пути следует возить запасной петух, а также выжимку цепи для переделки многоскоростного байка в синголспид.
- В случае замены петуха в пути, следует в домашних условиях проверить на наличие деформации, и при необходимости её исправить.
Читайте также: