Велосипедные манетки: конструкция, виды, ремонт

Система переключения скоростей на велосипеде в массовом производстве появилась относительно недавно. Использовалась она в основном для изготовления спортивных байков.

Манетки на руле велосипеда

Подавляющее же большинство населения удовлетворялось односкоростными велосипедами. Времена идут, и ситуация изменились в точности до наоборот. Синглоспиды на улицах городов становятся редкостью.

Манетки на руле велосипеда — описание

Манетка — это тот внешний признак, который отличает многоскоростной велосипед от односкоростного. В начале своего развития устанавливались на раму байка, теперь для удобства велолюбителей их ставят на руль. Их профессиональное название шифтеры.

Если велосипед оснащен двумя переключателями скоростей, то на руль устанавливают два шифтера: один, для управления передним переключателем, обычно крепится на левой ручке руля, а для заднего переключателя — на правой.

Если байк оснащен лишь одним задним переключателем, например, внутренним или комбинированным, то манетка будет только справа.

Конструкция и принцип действия

Конструктивное строение и принцип работы манетки элементарен, и с момента их появления мало чем изменилось.

Состоит из нескольких деталей: ручки манетки, подвижного блока, фиксаторной пружины, рычага подвижного блока, намотанного тросика и корпуса. Эта конструкция создана для того, чтобы” подавать” тросик и его фиксировать.

Принцип работы шифтеров в системе переключения передач заключается в том, что при изменении положения рычага меняется длина соединительного тросика, который в свою очередь воздействует на переключатель скоростей, — изменение на одно контрольное деление в шифтере соответствует переключению на следующую (пониженную или повышенную) передачу.

Виды манеток

В былые времена монетками производили подачу  троса “на глаз” и фиксировали его с помощью затягивания гайки.

Сегодня технология несколько усовершенствовалась: стали устанавливать храповики, а сам таком процесс назвали индексным.

Шифтеры бывают:

Грип-шифт

Грип-шифт (вращающаяся ручка). Барабан натяжения тросика в таких шифтерах устанавливается на трубу руля и крутится вокруг этой оси. Вращая барабан вперёд или назад, изменяется натяжение тросика.

В центре находится индикатор выставленной скорости, некоторые другие модели оснащаются специальным вынесенным дисплеем со стрелкой.

Такие модели обладают рядом преимуществ: целостность устройства, нет лишних элементов, отличное срабатывание на любое количество передач и лёгкое физически переключение (отлично подходит для детей и женщин). Основными минусами такой конструкции являются случайное переключение передачи и уменьшение удобства грипсов.

sram trigger

Триггеры. Эту манетку крутить не нужно, она оснащена одним или двумя рычажками для переключения скоростей: один на повышение, другой на понижение передачи. Переключает скорости ступенчато, т.е. одно нажатие на рычаг — одно переключение скорости.

К плюсам этой конструкции можно отнести: интуитивный контроль за переключением скоростей, отсутствие случайного переключения, как в случаях с грипшифтами и отсутствие неудобства использования грипсов.

К минусам — это ломкость рычагов, проблематичность быстрого переключения на 2-3 ступени передач (запоздалое срабатывание) и некорректное совмещение с рычагами ручных тормозов (могут мешать друг другу).

Dual Control

Dual Control — разработка от японской фирмы Shimano. Этот привод совмещает в себе два устройства: тормоза и шифтеры.

Работает это приводное устройство в двух плоскостях: по направлению относительно движения велосипеда — работает, как тормоз, а в перпендикулярном — управляет переключение скоростей.

Виды переключателей скоростей на велосипеде

Разновидностей механизмов переключения, на профессиональном сленге — дерайлеров, скоростей существует всего три, два из которых отличаются друг от друга принципиально, а третий является гибридов первых двух.

Внешний переключатель

Внешний переключатель

Этот механизм переключения наиболее распространен. Его устанавливают на все разновидности велосипеда. В большинстве случаев, при классической системе передач (3х8), этих переключателей на байк устанавливают два: один на большие звёзды, второй на задние.

Принцип работы внешних переключателей (переднего и заднего) заключается в механическом перекидывание цепи с одной звезды на другую. Это происходит за счёт направления цепи специальной рамкой. Конструктивно передний и задний переключатель отличаются друг от друга.

Данный вид переключателей надёжен, прост в настройке и обслуживании, обладает небольшим весом и ценой.

Внутренний переключатель

Внутренний переключатель

Значительно отличается от внешнего. По внешним признакам его можно вообще не обнаружить (выглядит он как обычная тормозная втулка). А дело в том, что переключение передач происходит не за счёт перекидывания цепи на другую звёздочку, а с помощью изменения передаточного числа внутри этого устройства.

Принцип действия внутреннего переключателя, если не вдаваться в технические нюансы, аналогичен работе коробки передач у автомобиля.

Этот переключатель очень удобен для езды, и не боиться агрессивной внешней среды, т.к. абсолютно защищен. Также к плюсам внутреннего переключателя можно отнести то его свойство, что переключать его можно как угодно и когда это угодно: с 8й на 1ю, со 2й на 7й, находится байк в движение или нет — этому переключателю всё равно.

Из минусов этого устройства отмечают большой вес, невозможность ремонта и, конечно, цену.

Распространение своё нашёл на байках городского типа, где изменение скорости очень важный фактор для безопасного движения.

Комбинированный переключатель

Гибрид внутреннего и внешнего переключателя, дающий пользователям более широкий диапазон возможностей.

Управление передаточным числом такого устройства более гибкая, поскольку помимо изменения коэффициента внутри задней втулки велосипеда, возможен выбор использования различных по диаметру задних звёзд.

Несмотря на свои плюсы, такая система среди велосипедистов популярностью не пользуется.

Как выбрать переключатель скоростей на руле — советы

Как выбрать переключатель скоростей на руле

Обычно менять переключатели начинают продвинутые новички, настраивая байк под себя, или же те, у кого велосипед оказался в ремонте. И как показывает практика, все они сталкиваются с определёнными проблемами, — после установки нового оборудования переключатели работают некорректно, либо вообще не настраиваются.

Поскольку переключатели являются пусть главной, но частью целой системы, то они должны ей полностью соответствовать и ценовой критерий при выборе устройства здесь особого значения не имеет.

При выборе заднего дерайлера “велоинженер” должен учитывать следующие факторы:

Ёмкость переключателя. Этот термин обозначает то, с какой разницей в количестве зубьев передних и задних звёзд дерайлер может работать, т.е. какой длины должна быть лапка натяжения цепи у переключателя.

Определяется ёмкость следующим способом. Рассчитывается разница зубьев в передних звёздах и плюсуется к разнице зубьев на задней кассете звёзд.

Например, передняя кассета состоит из 3х звёзд, большая из которых насчитывает 42 зуба, а меньшая 24. Разница составляет 18 зубьев. Плюсуется к разнице задней кассеты, которая высчитывается из 34 и 11зубьев, 23. Итого 41 зуб (18+23).

Исходя из этого параметра будет производиться выбор.

Геометрия плеча дерайлера. Этот параметр невозможно рассмотреть без учёта характеристик, установленных на байк шифтеров.

Производители при конструирование переключателя могут закладывать разную геометрию хода плеча (трапецию) дерайлера. А установленные на бай шифтеры могут не соответствовать этой конструкции — подача троса будет больше или меньше. Перекидывание цепи в этих случаях будет проходить некорректно, т.е. она не будет попадать в плоскость нужной звезды.

Это не означает, что нужно выбирать одного производителя, что сделать порой не просто, а что нужно учитывать этот нюанс. Совмещение дерайлеров и шифтеров от разных производителем возможно, если совпадают показатели подачи троса на монетке с расстоянием “плечевого” хода дерайлера.

Назначение велобайка. При выборе переключателя нужно точно знать под какие цели велосипед будет использоваться. Будет ли это прогулочный или фитнесбайк, шоссейный или туристический, для езды по пересеченной местности или для скоростного спуска, — для каждой специализации велосипеда разработаны конкретные переключатели со своими специфическими характеристиками.

Если для байка, предназначенного для быстрой езды по пересеченной местности, поставить “мягкий” дерайлер для спокойных поездок, то он не только не будет корректно переключать скорости, но и быстро придёт в негодность. Для агрессивной езды по неровностям нужен переключатель, который хорошо держить натяжение цепи, и позволяет в условиях повышенной тряски цепи стабильно переключать передачи.

Эти 3 основополагающих параметра должны в первую очередь рассматриваться при выборе заднего переключателя.

Другие характеристики важны уже с технической точки зрения. Это такие, как: способ крепления переключателя к раме, материал изготовления, в какую сторону происходит отпуск передачи (с малой звезды или с большей) и т.д.

При выборе переднего дерайлара следует учитывать:

  • способ крепления переключателя: с помощью хомута, на специальную площадку или на каретку байка.

Самый распространённый способ — это с помощью хомута. В этом случае не следует забывать, что трубы велосипеда могут быть разного диаметра.

  • Подвод тросика к переключателю. Бывает по нижней и верхней трубе велосипеда.
  • Направляющие рамки переключателя также отличаются в зависимости от количества установленных звёзд.
  • Не стоит забывать и о таком параметре, как толщина цепи. Хотя этот параметр не столь критичен.

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на руле?

Что нужно учитывать при замене манеток на руле, рассмотрено в предыдущем разделе, — чтобы отпуск тросика соответствовал шагу переключения на задней кассете.

Для того, чтобы снять манетку с руля велосипеда

  • Сначала нужно поставить шифтер на самую пониженную передачу.
  • Выкрутить заглушку тросика и отсоединить его, — откусывать оконцеватель от троса следует аккуратно, что последний не распушился.

Если это всё же произошло, то кончик следует обезжирить и спаять паяльником.

  • Снять грипс с руля.
  • Ослабить фиксатор манетки и снять её.

Монтаж шифтера на руль  производится в обратном порядке.

Если демонтаж монетки производится для прочистки, то шифтер следует частично разобрать.

  • Для этого достаточно снять крышку шифтера, отвернув крепёжные болты.
  • Открутить гайку с приводного барабана и отсоединить рычажки.

Не забудьте, что конструкция оснащена пружиной, и прежде чем снимать рычаг, пружину следует разгрузить.

  • Под рычагами будет барабан с храповым механизмом.

Далее разбирать не следует, поскольку для чистки и смазки основных узлов этого достаточно.

Собирается всё в обратном порядке.

Лучшие производители переключателей скоростей

Наиболее известные производители переключателей на Российском рынке это Shimano и Sram. Как первая, так и вторая отлично себя зарекомендовали.

Среди велосипедистов долгие годы идёт жаркая  дискуссия о том, у какой фирмы оборудование лучше. В этом споре пока никто не выиграл. Качество, лёгкость и надёжность дерайлеров — это признаки обеих компаний.

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Правила переключения передач просты и не столь многочисленны:

  1. Переключаться нужно только при движении велобайка. Если педали не крутить, то ничего не произойдет.
  2. Переключаясь, нагрузка на велосипедную цепь не должна быть большой. Переключение должно происходить мягко и плавно.
  3. Не переключаться, поднимаясь в гору. Скорость нужно выставлять заблаговременно.
  4. Правильное переключение скорости — это ступенчатое переключение, т.е. за один раз — одна скорость. Это сбережет цепь и нервы.
  5. Если у Вас классическая система (3х8), то каждой передней звезде свои персональные задние звёзды. Это убережёт от перекосов цепи.

Большая передняя звезда используется при “крейсерском” ходе. Средняя нужна при плохом асфальте, на грунтовых дорогах и т.д. Малая звёздочка неоценима при крутых подъёмах, при езде по песку, высокой траве и т.д.

Можно установить на велосипед самые дорогие переключатели, оборудовать его наикрутейшими шифтерами, но ездить на нём будет невозможно. А другой неказистый с виду байк, собранный из неизвестных компонентов, но сделанный настоящим мастером, будет “катить”, приятно шелестя трансмиссией.

Переключение скоростей на велосипеде — это сложная и органичная система. Её невозможно разделить на отдельные элементы: всё должно соответствовать друг другу, и тогда велобайк “полетит”.

Велосипедные манетки: конструкция, виды, ремонт
Оценка: 5 2 голосов


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector