История создания велосипеда

Популярнейшее средство передвижения – велосипед. Не перечесть всех сфер деятельности человека, где он применяется. Его используют и просто для прогулок, и в оздоровительных целях, в ряде стран на нем передвигаются муниципальные и государственные служащие.

История велосипеда

Организуются спортивные состязания на этом транспортном средстве и многое другое. Основные достоинства велосипеда – простота, доступность, не требует больших затрат, транспорт экологически чистый.

Пользуются велосипедом и дети, и взрослые, но мало кто задумывался о том, как он появился и когда, кто его изобрел, как он развивался.

История создания первого велосипеда — прототип Джованни Фонтана

Первый велосипед

Впервые, как утверждают некоторые исследователи, мир услышал о велосипеде в 1818 году. Фридрих Дрез фон Зауерброн запатентовал транспортное средство, которое передвигалось само, используя мускульную силу человека. Походило устройство  на современный велосипед.

Сделано, правда, было из дерева, и отсутствовали педали, но, в целом, внешний облик и общий принцип те же:

  • рама;
  • два и более колеса;
  • руль;
  • движение с использованием силы мускулов человека.

Изобретатель назвал устройство «машинкой для бега».

Машинка  сразу стала популярной во всей Европе, и началось ее массовое производство. Однако, производители, в первую очередь английские и французские, переделали немецкое название устройства на свой лад, переиначив фамилию изобретателя. Теперь оно называлось «дрезина».

Но и это название просуществовало недолго. Француз Ньепс (первооткрыватель фотографии) предложил свое название для дрезины, которым мы  пользуемся и ныне. Велосипедом он назвал новую переработанную и усовершенствованную модель. Слово это с латыни буквально переводится как быстроног или быстроножник.

Окончательно название закрепилось за велосипедом после 1860 года, когда Пьер Мишо установил на переднее колесо машины педали. Он же, кстати, и заменил деревянную раму, применив металлическую. А уже в 70-х годах 19-го столетия велосипед стал полностью металлическим.

Общеизвестные, казалось бы, факты, на основании которых пальму первенства в создании велосипеда можно отдать европейцам: немцам и французам.

Однако есть исторические свидетельства, что первыми все же были не они:

  1. Есть упоминания о некоем Ефиме Артамонове, жившем в 19 веке в России в г. Верхнетурск Пермской губернии. В летописи Вернетурска («Словарь Верхнетурского уезда») сохранилась запись, что крепостной Артамонов сделал двухколесное устройство с рулем и педалями. На нем он, якобы, проехал от Перми до Москвы. Далее Артамонов представлял свою конструкцию государю на коронации. Правда, ни самой конструкции, ни каких либо иных (кроме записи в «словаре») свидетельств об этой машине не сохранилось. Поэтому трудно сказать: существовал ли такой велосипед в действительности.
  2. Существует миф, появившийся во Франции, что в 1791 году неким Жаном Сивраком был создано устройство под названием целерифер. Оно представляло собой деревянную лошадь, оснащенную колесами и педалями. Целым рядом ученых эта легенда была развеяна и отнесена к числу вымыслов. Однако есть подтвержденное сообщение  о том, что Сиврак продал в 1817 году четырехколесный скоростной тренажер, названный им целерифер. А вот создал ли он его в 1791 году, не известно.
  3. Стоит упомянуть и великого Леонардо да Винчи. Историками, исследовавшими его научную деятельность, были найдены чертежи, на которых изображен велосипед, практически идентичный знакомой нам конструкции. Правда, через некоторое время появилось утверждение, что эскизы выполнены не самим Леонардо.

И, наконец, любопытный исторический факт. Учеными были найдены чертежи примитивного велосипеда. Документы датированы 1493 годом. Принадлежали они, якобы, некому Джованни Фонтану. На эскизах была изображена конструкция, представляющая собой четырехколесное устройство, оснащенное педалями и веревочным приводом на задние колеса.

По сути, так же, за исключением количества колес, устроен и современный велосипед. В источнике указывалось, что Джованни сконструировал и создал свое устройство еще в 1418 году.

Правда, в дальнейшем  ходе исследований рукописи было доказано, что чертежи выполнены не самим Фонтани. Собственно, это утверждение ничего не опровергает и не доказывает. Возможно, что найденная рукопись была копией с не дошедшего до нас источника.

Модели велосипедов начала XIX века, фото

Модели велосипедов начала XIX века, фото

Первые конструкции в начале 19-го столетия, собственно, повторяли ранее перечисленные модели, как Дреза, так и Артамонова, несмотря на оспариваемое существование его устройства.

Велосипеды производились и двухколесные, и трех. Колеса могли быть одинаковыми по размеру, а могли быть и разными. У некоторых моделей передние колеса были больше, у других – задние. Выпускались и двух- и трехколесные велосипеды.

Развитие велосипедного транспорта и усовершенствование его началось в середине 19-го века и продолжилось уже в двадцатом.

Усовершенствование велосипедов в конце XIX века, их фотографии

В 1863 году появился первый металлический велосипед. Он был изготовлен из стали. Далее:

  • Изобретение шарикоподшипников, которые стали использоваться в велосипедном транспорте;
  • 1870 год – появление цельнометаллических конструкций с использованием резиновых шин и шарикоподшипников (конструкция стала меньше по размерам, уменьшился и вес ее);
  • в 1876 году появились суппортные тормоза;
  • в 1878 изобретено переключение скоростей планетарного типа;
  • в 1879 году создан цепной привод, который превратил заднее колесо в движитель велосипеда;
  • в 1888 году появилась пневматическая шина, которая сделала езду более безопасной и комфортной;
  • в 1890 году велосипед стали оснащать колесами одинакового диаметра, цепным приводом и ножным тормозом.
В дальнейшем велосипед только улучшался и усовершенствовался, не изменяя кардинально своей конструкции.

Особенности велосипедов 20-го столетия

Особенности велосипедов 20-го столетия

20-й век называют веком технологий. Развитие их сказалось и на велосипедном транспорте.

Несколько событий, которые отразились на его развитии:

  • создание ступиц с многоскоростным редуктором (1903 год);
  • 1930 год – создан подростковый велосипед (широкие покрышки, амортизированная вилка, многоуровневая рама);
  • 1977 год – горный велосипед;
  • 1994 год – новые тормоза (гидравлические дискового типа).

Это далеко не полный перечень всех особенностей и усовершенствований велосипеда в 20 столетии. Можно отметить еще и создание велокомпьютера в 80-х годах и разделение всего велосипедного парка на типы и классы. Например, спортивные (гоночные), детские (для младшего дошкольного, школьного, подростковые) и т. д.

С момента своего появления велосипед прошел долгий путь. От неуклюжего устройства, называемого «костетрясом» до элегантного, удобного, комфортного и безопасного железного «коня». Но развитие его на этом не закончилось. Интересно, каким будет велосипед через каких-нибудь 20 – 30 лет?
История создания велосипеда
Оценка: 5 1 голосов


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector