Устройство и особенности работы дисковых тормозов

Дисковая тормозная система для велосипедов значительно отличается от предназначенных для других транспортных средств. Каков принцип работы дисковых тормозов?

Дисковая тормозная система

Они бывают трёх типов:

  • механическими;
  • гидравлическими;
  • комбинированными (гибридными).
Системы дискового торможения считаются более надёжными, но и недостатками они тоже не обделены. Потому нередко встаёт вопрос о выборе между ободными и дисковыми тормозами для велосипеда.

Дисковые тормоза велосипеда — устройство, конструкция

Дисковые тормоза велосипеда - устройство, конструкция

Что конструктивно представляет собой дисковая система:

  • ручка, благодаря которой запускается механизм торможения;
  • ротор;
  • калипер – за счёт этого суппорта и происходит торможение;
  • адаптер, необходимый для крепления калипера к раме;
  • колодки, которые останавливают диск;
  • тормозная линия.

Конструктивные особенности:

  1. Размер. Крупные диски лучше устанавливать на колёса с более крепкими спицами. Диаметр ротора, равный 200-220 мм., отлично подойдёт для даунхилла, 180-185 мм. – для фрирайда, а 160-180 мм. – для размеренной езды на горном велосипеде.
  2. Колодки. Бывают Металлизированного и органического типа. Первые при усиленном трении могут нагреть калипер и негативно сказаться на всей гидравлической системе. Вторые (органические) не скрипят и не греются, но выполнены из менее надёжных материалов, и ввиду этого быстро стираются.
  3.  Калипер. Принцип действия гидравлического агрегата схож с функционированием суппортов мото- и автомобильной техники. Калипер представляет собой литой корпус из метала, и с одной стороны размещён поршень, а с другой – колодка. А механический — это кулачковый механизм, имеющий снаружи рычажок с тросиком. Когда к поршню поступает импульс от ручки, колодки и рычаг движутся взаимно перпендикулярно.

Механические тормоза

Дисковые механические тормоза

У механических тормозных дисков есть неоспоримое преимущество – с их установкой справится даже новичок.

Всё дело в конструкции:

  • ручка;
  • её регулятор;
  • тросиковый регулятор с контргайкой;
  • рубашка троса;
  • сам трос:
  • его фиксатор;
  • калипер;
  • колодки;
  • адаптер;
  • ротор.
Обилие тросиков позволяет быстро сориентироваться, где пострадала тормозная система, и как её восстановить. Но это преимущество компенсирует недостаточную чувствительность по сравнению с действием гидравлических дисковых тормозов.

Гидравлические тормоза

Обладают более чувствительным механизмом, и не имеют столь огромного количества тросов.

Составляющие гидравлических дисковых тормозов:

  • ручка;
  • её регулятор;
  • мастер-цилиндр, состоящий из расширительного бачка, крышки, возвратной пружиной и поршня с манжетой;
  • гидравлическая линия, соединяющая ведущий приводной цилиндр с калипером;
  • калипер;
  • колодки;
  • адаптер;
  • ротор.

Гидравлические тормоза бывают:

  1. Закрытыми. Их работа схожа с действием гидравлического домкрата. В тормозной рукоятке имеется цилиндр с поршнем, а в калипере – 2 цилиндра с колодками, которые необходимо периодически регулировать с помощью вентиля.
  2. Открытыми. Имеют расширительный бачок, наполненный тормозной жидкостью, и соединённый с главным цилиндром.

Чем гидравлические тормоза лучше механических:

  • Больше сила, сжимающая колодки. При регулярном нажатии на ручку велосипеда с механическими тормозами со временем тросик любой толщины имеет свойство растягиваться. Тогда на ручку приходится нажимать с большей силой, в то время как в гидравлической системе тормозная жидкость не сжимается.
  • Такие тормоза быстрее отпускают колодки. Это достигается за счёт конструктивной особенности – меньшего количества механических деталей в суппорте. Да и в механических тормозах ввиду растяжения тросиков медленнее отпускают колодки.
  • Лучшая модуляция. В механических тросики трутся при движении по рубашке, что создаёт дополнительное сопротивление. В случае гидравлических тормозов это исключено.

Принцип работы дисковых тормозов

Принцип работы гидравлических тормозов значительно отличается от изделий механического типа. Импульс от ручки поступает на колодки не с помощью тросика, а за счёт давления тормозной жидкости, либо минерального масла. При нажатии на ручку эта жидкость подвергается давлению, за счёт которого выталкивает поршни, а те воздействуют на колодки.

В системе имеется ротор, и чем больше его диаметр, тем эффективнее торможение. Роторы крепятся к колёсной втулке (преимущественно слева). Через металлический трос, либо герметичную гидравлическую линию на калипер воздействует импульс, в последствии сводящий колодки. Затем между ними зажимается диск, что приводит к торможению.

Механические тормозные диски схожи по функционалу со стандартными ободными тормозами. В обоих случаях натягивается тросик, размещённый между калиптером и ручкой. Как только велобайкер на неё нажимает, тросик смещается и задействует рычаг, а тот, в свою очередь, — колодки.

Несмотря на такие различия в принципе действия, дисковые тормоза любого типа одинаково монтируются: сам диск – на колёсную втулку, калипер – на вилку. Зачастую тормозные диски делают из стали, а колодки, трущиеся об них, из композитного материала.

Преимущества и недостатки дисковых тормозов

Преимущества и недостатки дисковых тормозов

Положительные свойства:

  • Отличная модуляция. По сравнению с другими типами тормозов лучше контролируется сила торможения. Даже крупные колодки, установленные на ободные тормоза, не дадут подобной чувствительности.
  • Меньшее загрязнение. На роторе не так много скапливается пыли, воды и грязи, как на ободных или иных тормозных системах. Загрязнения значительно ухудшают модуляцию, а в некоторых случаях перед ездой необходимо протереть дорожку на ободе.
  • Пролонгированный срок службы. Максимальным сроком эксплуатации обладают металлизированные колодки. Другие под воздействием воды и абразивов стираются значительно быстрее.
  • Колёсные обода под воздействием дисковых тормозов не стираются. Через длительный период эксплуатации может потребоваться замена только ротора.
  • Колёсные восьмёрки не влияют на функционирование дисковых тормозов. Колёса с ободными тормозами должны быть идеально ровными, в запущенных случаях даже при нажатии до упора в грипсы затормозить не получится.

Теперь о недостатках:

  • Существенная проблема – передача тормозного усилия через спицы, и лишь после – через покрышку. Т.е. спицы могут сгибаться, и для исключения этой проблемы либо увеличивают их толщину, либо уменьшают длину. Для последнего действия производители устанавливают втулки с фланцами максимального диаметра.
  • Второстепенная проблема – сложность в поиске заменяемой детали ввиду того, что для конкретной модели производитель выпускает на различные модели калиперов колодки с индивидуальными размерами и способами крепления. Эта же проблема касается и гидравлических тормозных систем, когда в соответствующих линиях применяют разносортные жидкости. Так для тормозных линий TEKTRO, Shimano и некоторых других производителей используют масло, а для Avid, Hayes и прочих – тосол.
  • Незначительный недостаток – невозможность закрепления заднего багажника. Большинство велосипедистов, использующих этот вид транспорта в качестве повседневного, расценивают этот недостаток как существенный, поскольку нет возможности убрать груз с руля и закрепить сзади на багажнике. Для решения проблемы приобретается консольный багажник, крепящийся к подседельному штырю, и стоящий вдвое больше по сравнению с этим же изделием, только выполненным с опорами.

Какие тормоза лучшие — дисковые или ободные?

Определить лучший тип тормозов поможет анализ недостатков и преимуществ.

V-brake, или ободные тормоза обладают следующими свойствами:

  • конструкционная незамысловатость – благодаря ей достигается ремонтопригодность и регулировка в условиях поездки;
  • применимость для многих типов велосипедов (дорожные, MTB, гибриды) – на всех моделях, где имеются посадочные места под рычаги;
  • низкая цена – она значительно ниже по сравнению с установленными на дисковые тормоза;
  • возможность приобрести по отдельности комплектующие, и сразу же установить их;
  • малый вес, что немало важно для сохранения динамики движения;
  • универсальность;
  • значительная сила торможения – при тщательной настройке качественных изделий это положительное свойство может держать преимущество перед дисковыми тормозами.

Отрицательные свойства по сравнению с дисковыми изделиями:

  • низкая модуляция, особенно у бюджетных изделий, где для её увеличения требуется тщательная настройка;
  • высокая степень чувствительности к ободным искривлениям – для v-brake ввиду конструктивных особенностей это недопустимо, т.к. стираются колодки, изменяется расстояние между ними, а это приводит к необходимости в регулярном контроле колёсной геометрии и исправлении недочётов;
  • снижение эффективности торможения в условиях грязи, мокрого асфальта и т.д. – в отдельных случаях тормоз становится нерабочим, и для своевременного исправления ситуации велосипедистам приходится иметь при себе сухую тряпку и щётку;
  • усиленные долгие торможения стирают обода, колодки и приводят к нагреву, что значительно снижает срок эксплуатации.

Учитывая все эти факторы, и понимая, что дисковые изделия стоят значительно дороже, больше весят, и их сложно установить и отремонтировать самостоятельно, встаёт вопрос о том, чем готов жертвовать покупатель.

Если нужен лёгкий, дешёвый и легко ремонтируемый тормоз, стоит обратить внимание на ободное изделие. При желании получить качественное изделие, не требующее постоянной настройки и езды с щёточками в слякотную погоду, а также чтоб на его функционирование не влияли «восьмёрки», выбирают дисковые тормоза.

Анализ показал, что байки с гидравлическими тормозными системами и крупными роторами приобретают при использовании по назначению в горной местности. Также гидравлику используют любители высоких скоростей в уличных условиях.

Для всех типов нестандартных поездок подойдут велосипеды с любыми дисковыми тормозами. Но если экстремальная езда исключена – целесообразнее приобрести агрегат с ободной тормозной системой.

И независимо от типа тормозов, владелец байка должен следить за состоянием колодок, целостностью тросиков и т.д. Только в таком случае тормозная система прослужит максимально долго.
Устройство и особенности работы дисковых тормозов
Оценка: 5 2 голосов


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector